en

В Томском политехе при поддержке «Приоритет-2030» начали испытывать биодизель на российских двигателях

Ученые-энергетики Томского политехнического университета при поддержке программы Минобрнауки РФ «Приоритет-2030» национального проекта «Молодежь и дети» запустили пилотный стенд с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) для испытаний опытных образцов альтернативного жидкого топлива. Это первый в России парк оборудования, позволяющий проводить трехступенчатые исследования топлива как для легкового, так и для грузового транспорта.

Над запуском испытательного комплекса на базе установки «КРОН-КС-276» работали ученые лаборатории тепломассопереноса ТПУ. Он имеет модульную структуру и состоит из шести модулей: нагрузочного блока, модуля топливоподачи и датчиков, блока охлаждения, модуля двигателя внутреннего сгорания, щита управления и пульта управления. Система полностью автоматизирована.

"В первую очередь стенд предназначен для обкатки ДВС. В нашем случае, он будет использоваться для испытания опытных образцов альтернативного жидкого топлива, произведенных в лаборатории тепломассопереноса ТПУ и получаемых от других исследовательских центров. Установленное оборудование и ПО позволяет отслеживать характеристики работы двигателя в режиме реального времени, например, эффективную мощность двигателя, общий эффективный расход топлива, крутящий момент и частоту вращения коленчатого вала, давление и температуру смазочного масла на входе и выходе из двигателя, температуру охлаждающей жидкости на входе и выходе из дизеля, а также температуру воды в наружном контуре и многое другое,

— отмечает младший научный сотрудник лаборатории тепломассопереноса ТПУ Александр Ашихмин.

На установке можно реализовывать работу двигателей в разных режимах: холостой ход с постепенным повышением оборотов, запуск и остановку двигателя на холостом ходу и имитацию работы двигателя в смешанном цикле с нагрузкой. Это позволит испытать работу двигателя на альтернативном жидком топливе как в условиях работы дизель-генераторов, так и транспорта.

oqq4uxq4hou43vizpqy9e2q1pkd7e62e.jpg

«Перед тем как провести испытание на установке «КРОН-КС-276», все опытные образцы проходят несколько этапов исследований их свойств и характеристик. Сначала подбирается компонентный состав и концентрации компонентов в лабораторных условиях таким образом, чтобы физико-химические свойства образца соответствовали требованиям ГОСТ на топлива. Далее в лабораторных условиях изучаются характеристики зажигания и горения капель образца альтернативного жидкого топлива для понимания условий применимости такого топлива под различные задачи и установки. После этого опытный образец испытывается в огневой камере, моделирующей малый энергетический объект, и в одноцилиндровом двигателе внутреннего сгорания. Только по прошествии всех стадий топливо допускается до испытания в полноразмерном двигателе внутреннего сгорания, размещенном на установке «КРОН-КС-276». Такой подход позволяет оценить перспективы использования разрабатываемого топлива», — поясняет Александр Ашихмин.

Стенд оснащен механическим типом системы управления. Диапазон частоты вращения коленчатого вала может достигать трех тысяч оборотов в минуту, а развиваемая мощность – 210 кВт. Масса установки – больше 10 тонн.

По словам ученых, преимуществом разработанного комплекса является его универсальность, малая энергоемкость, автоматизированный процесс работы и простота обслуживания. Стенд может работать с дизельными двигателями, применяемыми и на грузовом, и на легковом транспорте.

eb57333d8x38ftfii01phi7g3302ptna.jpg

Отображение данных и управление механизмами стенда автоматизированы. Параметры работы двигателя выводятся на экран оператора, который с цифрового пульта управления может изменять начальные условия проведения испытания, включая режим обкатки, обороты в минуту и другие параметры, а также отображать и регистрировать показания различных информационных датчиков, установленных на всем стенде.

"Разработанный стенд является последней ступенью испытаний жидких альтернативных топлив в реальных условиях эксплуатации, после которых можно делать вывод, соответствуют ли опытные образцы по энергетическим, экологическим, технико-экономическим и эксплуатационным показателям действующим и перспективным дизельным ДВС. Таким образом, на сегодняшний день в Томском политехе действует вся технологическая цепочка создания новых топлив – от синтеза и лабораторных исследований отдельных капель такого топлива до проверки образцов на пилотных установках,

— отмечает младший научный сотрудник лаборатории тепломассопереноса ТПУ Александр Ашихмин.

В ближайших планах – разработать стандарт по проведению испытаний альтернативных жидких топлив на двигательных установках наземного и водного транспорта. Для газотурбинных установок такой стандарт нами уже разработан и с его применением мы проводим испытания в интересах индустрии и исследовательских центров партнеров», — говорит руководитель лаборатории тепломассопереноса ТПУ Павел Стрижак.

Сейчас стенд проходит пуско-наладочные работы. На нем будут проводиться холодная и горячая обкатка двигателей, а также испытания альтернативного топлива на основе растительных масел и отходов производства для двигателей внутреннего сгорания. В планах ученых также разработать методику испытаний биодизельных топлив на собранной установке.

vx0v66qbvhrncxsihk337j67rcg8wqfz.jpg